Типы багги

Военные багги

 

Главная задача, которая стояла перед машинами в военнное время – снабжение войск. Изначально с этим справлялись паровые тракторы, доставляя провизию британским войскам во время Крымской войны. Уже с началом 20-века в армии появились автомобили с бензиновыми двигателями, а к концу столетия ассортимент военных автомобилей серьёзно расширился.

Во времена 1-ой мировой войны некоторые страны уже имели собственные автомобильные подразделения. В те времена боевые машины или военные багги, как их называли в США, в основном использовались для моторизации штабов и снабжения солдат провизией. По правде сказать каких только багги не было у военных за всю историю, кроме электромобилей. Также с их помощью удавалось оперативно перебрасывать войска, буксировать артиллерийские орудия и эвакуировать раненных. После 1-ой мировой войны, началась бурная модернизация военной техники. Все ведущие армии мира, интенсивно внедряли военную автомобильную технику (ВАТ).Поэтому операции второй мировой войны уже невозможно представить без применения военной техники.

За последние 60 лет сменилось несколько пооколений военной автомобильной технники. Количество и качество задач решаемых военной техникой росло пропорционально развитию техники. Современную военную технику принято разделять по следующим критериям использования: колёсные тягачи, гусеничные машины, многоцелевые автомобили, подвижные мастерские, машины технической и медицинской помощи.

Также есть ещё две классификации по видам: гусеничная и колёсная.

В каждой стране развитие ВАТ происходило разными путями. Мы остановимся на лидирующих странах и наиболее интересных военных автомобилях.

Вполне понятно желание вооруженных сил ведущих мировых держав иметь на вооружении технику собственного производства, или сеть для обслуживания ВАТ иностранных производителей, на крайний случай. Российский военный автопарк в 2005 году насчитывал 480 тысяч машин российского и советского производства.

После распада Советского Союза часть производителей оказалась «зарубежом», а производство и сервисное обслуживание стратегически важной техники нельзя ставить в зависимость от «внешних» условий. Поэтому автомобили украинского Кременчугского завода в скором времени вышли из эксплуатации на территории России.Что касается белорусских автомобильных заводов то им удалось сохранить доверительные отношения с Российскими вооруженными силами (Минский автомобильный завод, МАЗ, Минский завод  колёсных тягачей, МЗКТ). 

 


Военные внедорожники

Легковые машины повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4 и максимально упрощённой конструкцией нашли применение во второй мировой войне, в качестве санитарных, командирских и транспортных машин. Позже американцы стали выпускать внедорожники с рамной конструкцией кузова, более динамичные и лёгкие, их называли военные багги.

 

Автомобили разработанные по окончании второй мировой войны были прородителями первых джипов. До сих пор в основе многих джипов лежат джипы 50-60 годов, такие ветераны как американские М151, британские «ЛэндРовер» или же советские УАЗ-53. Однако способы ведения войн меняются, а вместе с ними меняются и поколения боевых машин.

Например в США после вьетнамской кампании полностью отказались от машины «Виллиса», а вместо неё стали использовать совершенно другой автомобиль, который сначала назывался HMMWV (аббревиатура означающая многоцелевое транспортное средство высокой мобильности). Также этот автомобиль известен под прозвищем Хаммер (молоток). Однако Хаммерами называют только коммерческие модификации этого автомобиля, но не военные.
Этот автомобиль успешно сочетал независимую подвеску, широкопрофильную резину пониженного давления, широкую колёсную базу, внушительный дорожный просвет и мощный дизельный двигатель.
Показательное требование к машине. Возможность управления с ранением одной руки и одной ноги, с использованием автоматической трансмиссии. Воздухозаборник с воздушным фильтром, расположенный над капотом, увеличивает глубину преодолеваемого брода. Линейка
HMMWV содержит 15 модификаций с общими шасси, трансмиссией и двигателем. 8 из которых – боевые машины, несущие на борту боеприпасы. Остальные санитарные или штабные. Всего семейство хаммеров насчитывает 44 сменных модуля.  

 

Бронированные модификации хамера менялись в следующем порядке: противопульное бронирование машин с использованием кевлара, стали и поликарбонатных бронестёкол.

В 90-е годы началось увеличение текущей брони, к противопульной кевларовой броне добавили сначала противоосколочную, а затем модернизировали шасси и поставили противоминную защиту днища. После войны в Афганистане где противоминная защита спасла не один экипаж от взорвавшейся мины, спрос на подобные автомобили резко возрос.

ЛуАз – 967 М (4х4)

 

Спрос на установку брони растёт с каждым годом. На пример компания «Армор Холдинг» с 93 по 2006 год оснастила 17, 5 тысяч Хамеров, 14 из которых после 2003 года.

Во время Иракской войны свой вариант бронирования хамеров предложили инженеры из ЮАР, уделив внимание защите от фугасных мин, к тому моменту ЮАР обладала солидным опытом борьбы с фугасами, а США как раз не хватало информационной поддержки и опыта в этой области.

 

 

 

Итальянский бронеавтомобиль от компании IVECO

Внедорожники имеют двойное назначение. Большинство военных внедорожников имеют гражданские модификации. Наиболее известные из них Мерседесы G-класса, Хаммеры, Лэндроверы и советские УАЗы, широко используемые в хоз. нуждах.

Автомобиль ГАЗ-64

Барсы  и Тигры

Первый серийный внедорожник 4х4 в СССР появился в 1941 году. Это была модель ГАЗ-61, за которой последовали модели с 64 по 67Б. Не смотря на это, в ходе великой отечественной войны в наших войсках больше всего было следующих моделей:  «Виллис», «Додж ¾», «Форд». В 53 году начался серийный выпуск ГАЗ-69. Машины повышенной проходимости обретали всё большую популярность. 

 

Боевой багги Flyer R12 сингапурского производства используется в США.

Характеристики: дизельный двигатель 81 л.с., запас хода 500 км, макс. скорость 110 км/ч, экипаж 3 человека, масса 2,47 т



А с 1972 года на Ульяновском автомобильном заводе начался серийный выпуск УАЗ-469, достойно служащих и в наши дни. Разные модификации этого автомобиля побывали более чем в 80 странах мира. Уступая западным внедорожникам по комфорту, русский УАЗ выигрывал проходимостью, надёжностью и ремонтопригодностью. Показательный случай из Эфиопии: при преодолении маловодной речушки с песком и илом, прочно застряли Лэндроверы, а УАЗ недолго побуксовав, пересёк реку и взял Лэндроверы на буксир.

 

 

Модельный ряд УАЗа со временем модернизировали. Например в 1985 году был установлен более мощный 80 л.с. двигатель, была улучшена трансмиссия,  ходовая часть и органы управления. Позже был внесён ещё ряд изменений позволивших  существенно улучшить эксплуатационные качества машины. Войсковые части использовали следующие модификации: машину химической и радиационной разведки, автомобиль общего назначения, командно-штабная машина. Также УАЗ предусматривал использование доп. оборудования специального назначения: комплект железнодорожных ходов, для движения по рельсам, как для отечественной колеи (1520мм) так и  для европейской (1435мм). 

Чуть позже в 90-х годах предприняли ряд попыток модернизировать старого «козлика» УАЗ-469, прежде всего для коммерческого использования. В чеченской войне УАЗы также широко использовались в боевых действиях.

 

 

ГАЗ 29752 «ТИГР» 4х4. Используется внутренними войсками МВД РФ и ОМОНом. Масса 5 т, грузоподъёмность 1, 5 т (до 10 человек), дизельный двигатель 205 л.с., запас хода по топливу 1000 км.

Позже Ульяновский автомобильный завод поставил более мощный 137 л.с. двигатель с электронным впрыском, в сочетании с 5 ступенчатой коробкой передач, передней и задней рессорными подвесками и редукторными мостами.

 

 

«Барс» или УАЗ 3159
Позже на основе Барса у увеличенной шириной колеи, создали УАЗ-2966, который поставлялся в войска с 2004 года. Разнесение колёс по ширине было связано не только с повышением устойчивости и манёвренности на поворотах. Подобное расширение базы не только позитивно отразилось на компоновке ущлов и агрегатов, но и позвоилио установить доп. защиту от мин. В Дагестане и Чечне российская армия сталкивалась с теми же минными проблемами, что и советская армия в Афганистане. Локальное бронирование приносило хорошие результаты. Показательный случай того времени:

«Барс» попавший под обстрел чеченских бандитов, выдержал не только сотни пулевых попаданий, но и выстрел из РПГ. Весь экипаж, находившийся в БАРСе выжил.

 

Боевые багги

Другим родам войск требовались более манёвренные и лёгкие транспортные средства. На пример для военно-десантных войск, такая потребность была ясна изначально. Джипы создававшиеся для них можно назвать сверхмалыми и лёгкими. Их главные плюсы: малая заметность на местности, простота погрузки/разгрузки на самолёт, вертолёт с целью оперативной переброски десанта.  К первым военным багги относится американский М274, называемый «Механическим Мулом» (двигатель 21 л.с.), очень необычный австрийский багги «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер» с 22 л.с. двигателем, предназначался для боевых действий в горах.

Отличились в ФРГ, приняв в 1970 – е годы на вооружение воздушно-десантных войск автомобиль «Крака» 640 компании «Фаун» с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой. Несмотря на лёгкую колёсную базу «Крак» служил платформой для перевозки тяжёлого вооружения, безоткатных орудий, ракетных комплексов. 

 

Фаун Крак 640 (4х4)

 

В СССР разработкой компактного внедорожника занялись в 1950-е годы. Главной целью было создание малозаметного транспортёра переднего края (ТПК). Позже, в 60-е годы на вооружении советской армии появился плавающий внедорожник ЛуАЗ – 967, производившийся на Луцком автомобильном заводе. Приземистый корпус с понтоном, 4-хцилиндровый двигатель воздушного охлаждения делали его уникальным в своём роде. ТПК использвали для эвакуации раненых, перевозки провизии и боеприпасов, установки отдельных видов вооружения (пулемёты, гранатомёты). Пилот мог управлять ТПК лёжа. А малые габариты и вес в сочетании с хорошей плавучестью и проходимостью делали тпк очень удобным для переброса десанта, съёмные мостки + лебёдка значительно повышали проходимость, лебёдкой можно было подтягивать к машине раненых солдат и грузы.

Штурмовой багги

Багги, оснащённые автоматическими пушками или пулемётами, собирали ещё в начале 20 века. Боевые багги использовались в двух мировых и нескольких локальных войнах. На пример во время второй мировой войны, Красная армия успешно использовала вооруженные пулемётами «Виллисы». А зенитные и пулемётные установки на автомобильных шасси вообще были излюбленным вооружением.

Машина французского спецназа, Панар SCV

Масса 4т; вместимость 6-8 чел; дизельный двигатель 210 л.с., запас хода 800 км; скорость до 120 км/ч.

Позже в 70-80  годах, был очередной рост интереса к облегченным боевым мащинам, повышенной проходимости. На этот раз в связи с развитием сил быстрого реагирования и военно десантных войск. 

 

Багги использовали для патрулирования территорий,  разведки и поисково-спасательных работ.

 

Отсутствие брони компенсировали за счёт уникальной мобильности, достигаемой мощными двигателями в сочетании с лёгкой рамной конструкцией. Также багги обладали малой заметностью по сравнению со старшими братьями. Низкий корпус, малый уровень шума, способствовали незаметным передвижениям багги. Транспортный вертолёт мог брать на борт два автомобиля с экипажами. Здесь бронированные авто не могли конкурировать с облегченными багги.

 

Багги -  лёгкий рамный автомобиль, отличающийся малыми размерами, высокой проходимостью, скоростью и устойчивостью на поворотах. В качестве примера можно взять американские боевые багги: ALSV, FAV и LSV. Эти багги развивали макс. скорость 130 км/ч, а 50 км/ч достигали уже на 8-ой секунде, при трогании с места, с полным экипажем (4 человека на борту). При этом на багги используется коммерческая версия дизельного двигателя и коробки передач.

 

 

Израильский автомобиль «Desert Raider» 6х6, масса – 2, 6 т, бензиновый двигатель 150 л.с. Запас хода по топливу 600 км.
2 передних колеса ведущие. Автомобиль обладал хорошей устойчивостью, высокой базой и не заметной системой выхлопов. Использовался для перевозок солдат, установки пулемётов и рпг.

 

Военный багги американских военно воздушных войск. ALSV. Экипаж – 3 чел, двигатель 140 л.с. дизель. Масса 2, 35 т.

 

Используя шасси всем известного мерседесовского G класса позже построили ударные багги LIV, массой 2, 55 – 3, 3 т. Четыре домкрата, возимые на борту, позволяют разворачивать в полевых условиях боевой модуль с ракетным комплексом, разведывательное оборудование или цистерну для ГСМ, не говоря уже об установке автоматического гранатомёта или пулемёта.