Багги своими руками

Компоновка базы


Каких-либо ограничений или обязательных требований (кроме безопасности) для багги не существует. Рассматривая все многообразие моделей этого транспортного средства, нельзя не отметить, что одноместные авто все-таки преобладают над остальными. Главная особенность таких багги — расположение двигателя и трансмиссии. Обычно его помещают на базу перед задней парой колес, которые являются ведущими. Размещение двигателя сразу за сидением пилота характерно для болидов известной серии автогонок Формула-1. Именно такая компоновка базы была успешно использована братьями Гуржеевыми из МАДИ, а также спортсменами из Запорожья, Латвии, Эстонии и Литвы. Главное достоинство такого конструктивного исполнения заключается в равномерном распределении нагрузки по осям транспортного средства. Это способствует повышению показателей устойчивости и управляемости багги. Плюс к этому конструкция автомобиля компактна, а размеры кузова и самой рамы минимальны.

Существует и другая модификация, подразумевающая размещение силового агрегата «в пределах базы». Он также помещается сразу за сидением пилота. Отличие от предыдущей схемы компоновки заключается в том, что двигатель со сцеплением монтируется коробкой передач вперед. То есть в сторону передней пары колес. Выходной конец вторичного вала становится «передним». Вращение же посредством цилиндрического редуктора передается на карданный вал и, соответственно, на главную передачу.

Отличным доказательством целесообразности размещения двигателя «в пределах базы» выступает тот факт, что с такой схемой компоновки 9 автомобилей багги стали призерами двух чемпионатов на первенство СССР.

Расположение силового агрегата за пределами базы тоже используется некоторыми конструкторами. Но, разумеется, гораздо реже. При этом, в отличие от описанной выше компоновки, имеет место неравномерно распределенная нагрузка на обе оси транспортного средства. Как следствие мы имеем ухудшение управляемости. Ведь перераспределение массы приводит к тому, что колеса передней оси очень часто утрачивают сцепление с дорожным полотном.

Определенное количество багги имеют компоновку так называемого «классического» типа. Она характеризуется расположением двигателя в передней части, но с приводом на заднюю ось. Первые модели с такой компоновкой базы были разработаны в ЛСГА, относящейся к транспортному управлению ВАЗ. Очевидно, что в процессе сборки применялось максимально возможное количество деталей от «Жигулей». По словам конструкторов, такие действия были продиктованы стремлением свести к минимуму использование деталей нестандартного типа или «неродных» для ВАЗа. Их обработка и приспосабливание под свои нужды достаточно трудоемки и занимают очень много времени. Кроме того, проблема запчастей в данном случае решается очень легко и просто. Куда лучше, если свободное от технических работ время спортсмены будут использовать для тренировок и подготовки к ответственным выступлениям. Следует подчеркнуть, что речь идет о тех гонщиках, в распоряжении которых находятся детали и мощности материальной базы крупного автозавода. Как, например, лаборатории спортивных и гоночных автомобилей (ЛСГА), о которой уже говорилось. Если коллектив конструкторов не превышает 3-5 человек, то обычно разрабатываются индивидуальные решения для компоновки базы. Все дело в возможностях коллектива. Именно это обстоятельство и играет определяющую роль на этапе разработки конструкции и выбора компоновки базы.